- Авторское право

Возможна ли приватизация служебного жилья?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возможна ли приватизация служебного жилья?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Иск с требованием приватизировать служебное жилое помещение подавайте в районный суд. На это указал Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 02.07.2009 N 14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации”.

Когда жилье в муниципальной собственности

Седьмая статья Закона «О введении в действие жилищного кодекса» говорит, что в отношении к пользованию жильем в общежитиях, принадлежащих госучреждениям или муниципальным предприятиям, и переданных органам местного самоуправления применяют нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма. О служебном жилье здесь ничего не сказано, отсюда следует, что последствия передачи служебных квартир в госсобственность закон не регулирует.

И все же главное назначение служебных квартир — проживание граждан, работающих в госучреждениях, при передаче в муниципальную собственность не сохранится, а это значит, что передача служебного жилья в муниципалитете изменяет его статус. В отношении этого жилья применяют ст.7 вводного закона, что вполне допускает Жилищный кодекс.

В какой суд обращаться с иском

Иск направляйте в суд по по месту расположения служебного помещения. В данном случае действуют правила о так называемой исключительной подсудности.

***

Итак, служебное помещение обычно не подлежит приватизации, однако бывают случаи, когда приватизация возможна: например, если помещение передали в муниципальную собственность. Если собственник отказал в приватизации, зарегистрированный в жилье гражданин может подать иск о признании незаконным отказа в приватизации или о признании права собственности в порядке приватизации.

ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ О СРОКЕ ДАВНОСТИ

С момента вступления в силу ЖК РФ наиболее часто встречающимся основанием в отказе от удовлетворения исков государственных и муниципальных структур по поводу принудительного выселения из служебного жилья бывших работников являлся пропуск трехлетнего срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ.

Долгое время в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 при рассмотрении дел суды исходили из того, что течение срока исковой давности начинается со дня увольнения работника (с этого момента должен был быть прекращен договор найма жилого помещения, а у наймодателя появлялось право требования выселения ответчика). Таким образом, если после увольнения работника проходило более трех лет, суды принимали решение о пропуске истцом срока исковой давности и не выселяли нанимателя и членов его семьи из служебного жилья.

Однако в 2016 году Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в своем Определении от 02.08.2016 N 56-КГ16-10 признала отказ в иске по мотивам пропуска срока исковой давности не соответствующим закону.

Пример из практики: истец (ФГКУ) предъявил к ответчикам К. и М. иск о выселении из жилого помещения, указав на то, что после увольнения с военной службы К. не освободил предоставленное ему ранее служебное жилое помещение, притом что он и члены его семьи подлежат выселению из указанного жилого помещения. Районный суд и судебная коллегия по гражданским делам краевого суда применили к спорным правоотношениям срок исковой давности. При этом суды указали, что трехлетний срок исковой давности для предъявления иска о выселении исчисляется со дня увольнения К. с военной службы (2011 год), а исковое заявление было подано в суд через 4 года.

Верховный Суд РФ, рассматривая данный спор, разъяснил, что прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматического прекращения договора в момент увольнения сотрудника. При этом договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья. Дело направлено на новое рассмотрение.

Данное Определение существенным образом повлияло на судебную практику, так как дало право собственникам помещений подавать иски о выселении даже тогда, когда после увольнения нанимателя служебного жилого помещения прошло более трех лет.

НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОТНЕСЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО ЖИЛЬЯ К СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМУ ЖИЛОМУ ФОНДУ НЕ ПОРОЖДАЕТ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА

В соответствии с нормами жилищного законодательства использование помещения в качестве служебного подразумевает перевод такого помещения в специализированный жилищный фонд (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).

Существенное значение для принятия решения о выселении нанимателей вследствие прекращения трудовых отношений имеет факт соблюдения уполномоченными органами требований Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, регулирующего порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду.

Пример из практики: Министерство обороны РФ (МО РФ) обратилось в суд с иском к бывшему члену семьи военнослужащего Н. о вселении из служебного жилого помещения. 30 августа 2005 г. брак между М. и Н. был расторгнут, а лицевой счет жилого помещения переоформлен на бывшую супруг — гражданку М., поскольку ответчик добровольно отказывался освободить спорное жилое помещение, а в трудовых отношениях с истцом не состоял, истец просил признать гражданку М. утратившей право пользования спорной квартирой и выселить ее. В свою очередь, М. обратилась в суд с встречным иском к МО РФ, в котором попросила признавать за ней право собственности на спорное жилое помещение, так как данная квартира не отнесена в установленном порядке к специализированному жилому фонду.

Отказывая МО РФ в удовлетворении иска, суды исходили из того, что истцом нарушен порядок отнесения спорного жилого помещения к категории служебных, согласно данной логике спорная квартира фактически предоставлена по договору социального найма, что исключает возможность применения при разрешении спора правовых норм, регулирующих правоотношения, складывающиеся в связи с использованием служебного жилого помещения. Определяя статус спорного жилого помещения, суды пришли к выводу о том, что ответчики занимают данное жилое помещение на условиях социального найма.

Верховный Суд РФ решил, что данные судебные постановления приняты с существенным нарушением норм права и согласиться с ними нельзя. В качестве основания для своего определения высшая судебная инстанция указала, что отсутствие в деле доказательств, подтверждающих принятие уполномоченным органом решения о присвоении спорной квартире статуса служебного на момент ее предоставления военнослужащему Н., необоснованно. По данному делу подлежат доказыванию обстоятельства, предусмотренные ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», при которых мог быть решен вопрос о возможности или невозможности выселения ответчиков из занимаемого спорного жилого помещения без предоставления иного жилья (Кассационное определение Верховного Суда РФ от 26.01.2016 N 41-КГ15-32).

Анализируя данный прецедент, мы можем сделать вывод о том, что каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду автоматически отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Первое, на чем следует заострить внимание – правом приватизировать служебную квартиру обладают только сотрудники организации, которая предоставила им квартиру на основании договора найма. Лица, не связанные трудовыми отношениями с компанией, таким правом не обладают и не могут переоформить жилье из спецфонда.

Основания для приватизации:

  • подписание договора найма служебного помещения;
  • разрешение от собственника жилья (организации, учреждения, ведомства);
  • трудовой стаж в организации не менее 10 лет;
  • фактическое проживание в квартире от 10 лет и более;
  • неучастие в приватизации ранее.
Читайте также:  Получил квартиру по наследству. Какой налог платить при продаже?

Как получить согласия предприятия

Поскольку решение о приватизации ведомственной квартиры принимает организация, выдавшая жильё и владеющая им на законных основаниях, в первую очередь необходимо подать заявление руководству организации. Данным заявлением вы просите разрешения на приватизацию, ссылаясь на наличие у вас основания для этого, подкрепляя их предлагающимися документами.
Руководство организации рассматривает ваш запрос в течение двух месяцев, после чего даёт письменный, официальный ответ. Если получен отказ – на этом процесс приватизации для вас заканчивается. В случае вашего несогласия с принятым решением вы можете попытаться обратиться в суд, но ваши шансы ничтожно малы.

Учитывайте и то, что каждому гражданину РФ в возрасте от 18 лет право на приватизацию предоставляется только один раз за всю жизнь. Если раньше вы были участником приватизации в совершеннолетнем возврате, больше им стать не сможете.

Если квартира перешла в муниципальный фонд то ее статус

Таким образом, с начала действия закона возникает вопрос о том, имеют ли право жильцы служебных квартир в обязательном порядке требовать от владельца жилого помещения разрешения на передачу ему в собственность используемой служебной квартиры. Или такие права имеет исключительно собственник жилого фонда? Практика московских судов В основном суды общей юрисдикции признают право собственников самим принимать решение о предоставлении конкретному гражданину возможности приватизации служебной квартиры. Судебные иски о признании отказов в приватизации служебного жилья неправомерными оставались без удовлетворения ─ Москва не хочет лишаться собственности, а суды «сохраняют солидарность».

Пример одного последнего дела: гражданка М. и гражданин С. Важно запросить копии документов, в соответствии с которыми то или иное жилье было наделено определенным статусом. Также необходимо определить дату присвоения служебного статуса. Такой статус жилью должен быть присвоен только до предоставления такого имущества жильцу.

Правила проведения процедуры

Правила приватизации довольны просты, процедура должна соответствовать следующим принципам:

  • Переоформление недвижимости осуществляется на бесплатной основе. Оплате подлежат только государственные пошлины.
  • Приватизация проводится исключительно добровольно.
  • Соглашение о приватизации обладает стандартной формой на всей российской территории.
  • Возможность приватизировать долю в муниципальной квартире, а не только все помещение сразу.
  • Соглашение о переходе прав на имущество составляется в одном экземпляре независимо от того, сколько людей принимало участие в процедуре. При необходимости все участники имеют возможность сделать копию и заверить ее нотариально.

Существует два варианта переоформления:

  1. В долевое владение. В этом случае каждый член семейства будет владеть определенной частью имущества.
  2. В совместное владение. При таком способе оформления жилище будет принадлежать всем участникам процедуры.

Жилищное законодательство разделяет помещения жилого фонда на определенные категории. Одна из них – специализированное жилье: дома маневренного фонда, общежития, служебные квартиры.

Последние предоставляются гражданам в связи с работой на основании договора, срок действия которого не превышает термин действия трудового контракта.

После окончания трудовой деятельности особа вместе с членами своего семейства должна покинуть помещение.

Из этого правила есть исключения, и из квартиры не выселяют без предоставления другого места жительства такие категории:

  • работника, который вышел на пенсию;
  • членов семьи военного, сотрудника пожарной службы или силовой структуры, который погиб или пропал без вести, исполнения свои служебные обязанности;
  • работника, который получил 1 или 2 группу инвалидности по вине работодателя;
  • членов семейства работников, которые ушли из жизни;
  • если в жилище проживают дети-сироты.

Что касается возможности приватизации служебного помещения, то законом запрещена такая процедура по общим основаниям. Обращение в местный муниципалитет является в этом случае бесполезным, поскольку жилье не принадлежит местным органам власти, а находится в собственности определенного ведомства или предприятия.

Но выход из этой ситуации есть: нужно получить согласие организации-собственника на приватизацию служебной квартиры. В этом и состоит основное отличие получения в собственность служебного жилья от муниципального. Во втором случае человеку местная власть не может отказать в приватизации, если его документы в порядке.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2014 года г. Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Коноваловой О.Ч., при секретаре Рыбачук К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Г. А. В., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней Г. С.А., к администрации Гурьевского городского округа, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, отделу № 5 г. Калининграда ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и права собственности на квартиру в порядке приватизации, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования: Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Г. Ирины Анатольевны, открытого акционерного общества «Славянка»,
УСТАНОВИЛ:

Истец Г. А. В., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Г. С.А., обратился в Гурьевский районный суд Калининградской области с указанным выше иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГПК РФ), к ответчикам администрации Гурьевского городского округа, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, отделу № 5 г. Калининграда ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании за ним и его дочерью Г. С.А. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, пос. Сосновка, ул. Центральная, д. X, кв. №XX на условиях договора социального найма, и признании права собственности по ЛА доли за каждым в порядке приватизации на указанную квартиру.

В обоснование заявленных исковых требований, с учётом уточнений, истец Г. А.В. ссылается на то, что с ноября 1993 года он являлся военнослужащим в/ч № YYYYY, расположенной в пос. Сосновка Гурьевского района Калининградской области, ныне филиал в/ч XXXXX. В сентябре 1994 года ему как военнослужащему и членам его семьи была предоставлена двухкомнатная квартира, общей площадью 48.8 кв.м., расположенная по указанному выше адресу на территории бывшей в/ч YYYYY, то есть по месту его службы в закрытом военном городке. Затем, 10.09.1997 года ему был выдан ордер, на основании него он зарегистрировался по месту жительства. В настоящее время он также проживает в указанной выше квартире, оплачивает коммунальные платежи. После увольнения с военной службы 20.03.2004 года в связи с окончанием действия контракта он остался проживать в данной квартире, ожидая предоставления другого жилого помещения от муниципалитета Гурьевского района Калининградской области. Обратившись с заявлением в ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» и ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о передаче ему данной квартиры в собственность в порядке приватизации, им были получены ответ о том, что данный вопрос решается в судебном порядке. Кроме того, истец полагает, что решение главы администрации Гурьевского района от 05.09.1997 года о включении данной квартиры в число служебного жилья, нарушает требования ст. 101 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983 года). При этом, в нарушении требований ст. 106 ЖК РСФСР с ним не был заключен договор найма именно служебного помещения на все время прохождения военной службы. Поскольку не был соблюден порядок вселения его в служебное жилье, истец считает, что сложившиеся отношение как отношения найма именно служебного жилого помещения квалифицировать нельзя. С учётом того, что спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду, так как пос. Сосновка исключен из перечня закрытых военных городков, а ранее в приватизации жилых помещений он (истец) и его дочь не участвовали, Г. А.В. просит данный спор разрешить в судебном порядке.

В судебном заседании истец Г. А.В., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней Г. С.А., и представляющий его интересы представитель Зубринович Ю.И., действующий на основании нотариальной доверенности от 06.10.2014 года, уточненные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям и доводам, пояснив как изложено выше, просили удовлетворить заявленные требования, дополнительно пояснив, что Г. А.В. данная квартира была выделена жилищной комиссией в сентябре 1994 года с целью улучшений жилищных условий, поскольку изначально истцу было предоставлено общежитие для временного проживания, в котором он и был зарегистрирован. Спорная квартира была предоставлена Г. А.В. после того, как она была освобождена ранее проживавшим в ней офицером, в свою очередь заселившимся в новый дом. И в дальнейшем, только лишь 10.09.1997 года истцу был выдан ордер, в то время, как за предшествующий период времени Г. А.В. со своей семьей фактически проживали в спорной квартире по договору социального найма, а коммунальные платежи автоматически удерживались из заработной платы с учётом метража занимаемого жилого помещения.
Представители ответчиков администрации Гурьевского городского округа, Федерального государственного казенного учреждения «Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, отдела № 5 г. Калининграда ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явились, в то время, как о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, при этом ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, возражений на заявленные Г. А.В. требования не представили.

Читайте также:  В Беларуси поддерживают долгожителей. Кому положена возрастная доплата?

Уведомленная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства третье лицо не заявляющее самостоятельные требования. Г. И.А. в судебное заседание не явилась, представив 30.10.2014 года суду заявление, согласно которому она указала, что с бывшим супругом Г. А.В. в сентябре 1994 ода они вселились в спорную квартиру и стали в ней постоянно проживать. Кроме того, з материалах дела также имеется заявление Г. И.А., датированное 21 июля 2014 года согласно которому третье лицо поддерживает исковые требования истца и просит рассматривать данное гражданское дело в её отсутствие, с указанием на то, что на жилое помещение она не претендует.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования.

Департамента имущественных отношений МО РФ и ОАО «Славянка», будучи надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, возражений на заявленные требования не представили.

В соответствии с положениями, предусмотренными ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

При таких обстоятельствах, с учётом мнений участвующих в судебном заседании истца Г. А.В., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней Г. С.А. и его представителя Зубриновича Ю.И., суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства, признавая причины неявки в судебное заседание представителей ответчиков неуважительными.

Выслушав пояснения истца Г. А.В. и представляющего его интересы Зубриновича Ю.И., показания свидетелей Мышкина В.В., Островского С.Ф., Абрайтене Р.П. и Каргиной Л.П., исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 67 ГПК РФ, суд находит искрвые требования Г. А.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2014 года

Светлогорский городской суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи М.Е. Бубновой при секретаре А.И. Ратниковой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению З.Н.Н., З.Г.И., действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних М. К. И., З.В.Н. к Отделу № 5 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:

З.Н. Н., З.Г.И., действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних М. К. И., З.В.Н. обратились в Светлогорский городской суд
Калининградской области с исковым заявлением к Отделу № 5 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение — квартиру № Х, расположенную в доме № Х по ул. Шаманова в г. Пионерский Калининградской области в порядке приватизации, указав в обосновании своих исковых требований, что 03 июня 2011 года ей, на состав семьи четыре человека (ей, ее супругу — З.Н.Н., сыну — М.К.И., дочери — З.В.Н.) была распределена трехкомнатная квартира № Х, расположенная в доме № Х по ул. Шаманова в г. Пионерский Калининградской области, общей площадью 63,1 кв.м., в том числе жилой 35,4 кв.м. 06 июня 2011 года между ней и ФГУ «Калининградская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ был заключен договор социального найма на указанное жилое помещение, после чего она, ее супруг и дети, в установленном порядке, вселились в вышеуказанную квартиру и были зарегистрированы по данному адресу. Желая приватизировать данное жилое помещение, она обратилась в Отдел № 5 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ с просьбой разрешить передачу в собственность занимаемого ею жилого помещения в порядке приватизации. ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ уведомило ее о том, что оно не наделено полномочиями по передаче в собственность гражданам жилых помещений в порядке приватизации, а таюке указало на то, что вопрос о приватизации жилого помещения может быть решен в порядке гражданского судопроизводства. Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ сообщил ей о том, что вопрос приватизации жилых помещений находится в компетенции Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны России и направил ее обращение по принадлежности в адрес последнего. Принимая во внимание, что ранее ни она, ни ее супруг, а также их дети не участвовали в приватизации жилых помещений, на основании Федерального закона «О статусе военнослужащих», Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ» просят признать право собственности в порядке приватизации на вышеуказанную квартиру, поскольку иным образом осуществить свое право на приватизацию квартиры не представляется возможным по независящим от них обстоятельствам.

Приватизация квартир военнослужащими в 2021 году

Служебное жилье – это помещения, выделяемые работодателями своим работникам для временного решения их жилищной проблемы.

Наличием собственного жилфонда может похвастаться далеко не каждый наниматель. Крупные организации и предприятия приобретают недвижимость специально для возможности привлекать к работе толковых специалистов, не привязываясь к их поиску территориально. Многие бюджетники также живут в служебных квартирах, например, сотрудники Министерства обороны.

Жилплощадь служебного типа, хотя и выдается бесплатно для проживания, все же имеет значительные отличия от социальных квартир. Выделенные работодателем квадратные метры предоставляются работнику по договору найма с четким ограничением срока проживания в нем – на время работы. В случае увольнения сотрудника по собственному желанию или по причине грубых нарушений трудовой дисциплины, он теряет право на дальнейшее нахождение в помещении и должен выехать из него в кратчайшие сроки.

Несмотря на отличия в понятиях, в них есть и схожесть. Работник, получивший право занимать предоставленные квадратные метры, имеет право переселить туда членов своей семьи, более того, при определении размеров помещении они должны учитываться. Жильцы должны зарегистрироваться по месту проживания и выполнять обязанности, возложенные на них договором найма, с учетом норм Жилищного кодекса.

Это помещения, предоставляемые гражданам для проживания на время исполнения ими своих непосредственных трудовых обязанностей не по месту основной работы. Как правило, в командировках и других служебных поездках. Договор соцнайма или имущественное право не оформляется.

Читайте также:  Техосмотр в Казахстане: что изменилось для автовладельцев в 2022 году

Как только с человеком прекращается трудовой договор, он и члены его семьи обязанные освободить жилье. Исключением являются основания, прописанные в ЖК РФ. В частности, если работник получил травму или увечье на производстве, что привело к потере им трудоспособности, его не лишают права на пользование служебным помещением.

Приватизация как процедура может быть применена далеко не в каждом случае. Для ее проведения необходимо наличие определенных условий. По закону каждый гражданин имеет право приватизировать жилплощадь, но воспользоваться им могут лишь те, что проживают в социальных помещениях на законных основаниях, то есть имеют регистрацию и заключенный с местной администрацией договор соцнайма. Служебные помещения не подходят под эти категории, так как:

  1. Предоставляются не от государства, а от конкретного нанимателя.
  2. Между сторонами заключается просто договор найма, а не соцнайма.

Да и сам объект находится на балансе предприятия, а не муниципалитета, что не позволяет причислить его к недвижимости подлежащей приватизации.

Приватизация служебного жилья, кроме четкого запрета, изложенного в Законе №1541-1, никак не регулируется. Но в последние годы участились случаи судебных разбирательств по поводу права приватизировать такие объекты, поэтому к 2021 году сложилась некоторая практика, которая разъясняется Постановлениями Верховного суда и разъяснениями от него. Принимая решение о возможности получения жильцами ведомственных помещений прав собственности, следует руководствоваться статьями Жилищного кодекса РФ и учитывать конституционные права граждан. Эти нормативные документы позволяют координировать спорные отношения и принимать правильные решения в непростых ситуациях.

Приватизировать ведомственную жилплощадь могут те лица, которые проживают там по заключенному с нанимателем договору аренды и не потеряли право на пользование ею. Стать собственником служебного помещения можно в двух случаях:

  1. Наниматель, владеющий выделенными квадратными метрами на законных основаниях, дает согласие на проведение процедуры.
  2. В силу ряда причин жилплощадь утеряла статус служебного.

Вариативность ситуаций в каждом отдельном случае позволяет расширить спектр возможностей для желающих приватизировать ведомственную жилплощадь.

Первым шагом будет получение письменного разрешения у собственника жилья. Потом необходимо идти в БТИ для получения кадастрового паспорта. Когда эти документы будут готовы, собрав весь пакет документации, следует обратиться в приёмную Департамента жилищной политики.

Если служебное жилье было построено или приобретено в собственность коммерческой организации, его приватизировать можно. Но необходимо сначала получить разрешение в письменном виде от собственника компании на передачу этого жилья гражданину. Когда резолюция поставлена, и разрешение уже имеется на руках, можно начинать собирать документы для проведения процесса приватизации.

Если служебное жилье ранее принадлежало государственному или муниципальному учреждению, а потом такая организация передала свой жилой фонд органам местного самоуправления. Приватизация квартиры в данном случае возможна, если учреждение работает в той же правовой форме, что и на момент передачи фондов, то есть не происходила реорганизация, приватизация организации или превращение её в акционерное общество. Если организация не передаёт квартиру муниципалитету, тогда граждане, проживающие в данном помещении, не имеют право его приватизировать

Если служебное жилье «висит» на балансе давно приватизированных или реорганизованных в коммерческие организации бывших госпредприятий, это говорит о нежелании муниципалитета принимать жилой фонд в собственность. Но это не повлечёт за собой ограничения прав граждан на передачу в собственность квартиры и заключение соглашения социального найма.

[1]

При обращении в суд необходимо указывать срок работы в учреждении или организации собственника жилого фонда. Как показывает судебная практика, именно эти показатели могут иметь огромное значение для суда. Если человек отработал всю жизнь в государственном учреждении, и после выхода на заслуженный отдых, ему негде жить, так как собственник требует вернуть квартиру в фонд предприятия, отказывая в изменении статуса жилья. В этом случае, только суд поможет гражданину не остаться без жилья.

Отказ в положительном решении может последовать, в случае доказательства ненадлежащего пользования жильём или когда данные о сроке работы были преднамеренно работником завышены.

В судебной практике были и такие случаи, когда положительное решение в пользу истца было вынесено, но оно не исполняется. Тогда работник может снова подать иск в суд и решение будет вынесено в кротчайшие сроки с положительным исходом.

Таким образом, если законное право на получение жилья в собственность на основании решения суда не исполняется по каким-либо причинам, то государство должно обеспечить реализацию этого права.

Собственника обяжут изменить статус служебной квартиры и передать её в муниципалитет. Регистрация права собственности происходит в органах, которые осуществляют государственную регистрацию прав на недвижимость на основании решения судебных органов.

Видео: Советы юриста как приватизировать служебное жилье

Подводим итоги

  • Чтобы приватизировать служебную квартиру, необходимо изменить её статус со служебной на муниципальную. Это можно сделать на основании решения собственника и исполкома города.
  • Государственные учреждения и организации могут самостоятельно принимать решение о передаче жилья в муниципалитет и приватизации
  • Гражданин, который хочет приватизировать служебную квартиру, должен иметь на руках письменное решение.
  • Правом на приватизацию может пользоваться каждый работник, проживающий в служебной квартире и отработавший на государственном предприятии собственнике не менее 10 лет.
  • Кроме письменного решения, необходимо приготовить пакет других важных документов.
  • Порядок приватизации служебной квартиры очень простой, если имеется решение собственника.
  • Если такое решение получить не удаётся, тогда можно подать иск в суд.
  • Судебная практика показывает, что сложно добиться положительного решения суда, но это возможно, если человек долго проработал в учреждении.

В соответствии с действующим законодательством, указанное жилье (служебное) может приватизироваться, однако правовых оснований, установленных законом, для этого совсем не много.

Закон РФ от 04.07.1991 года № 1541 «О приватизации жилищного фонда в РФ» установил запрет на приватизацию служебных помещений. Этим законом предоставляется право собственникам жилищного фонда принимать соответствующие решения о предоставлении права приватизации служебных помещений (квартир), которые относятся к жилищному фонду, а также квартир и жилых помещений, которые закреплены за предприятиями или учреждениями на правах оперативного управления или хозяйственного ведения.

Определением Конституционного суда № 119-0 от 18.04.2006 года было определено, что право на приватизацию в Федеральном законе должно быть обеспечено возможностью соблюдения соответствующих гарантий граждан при передаче имущества в собственность открытых акционерных обществ. К таким гарантиям относят закрепленные Конституцией России права на жилье, которые позволяют гражданам по своему усмотрению и в своих интересах приватизировать жилье.

Приватизация служебной квартиры через суд

Получить право на приватизацию ведомственной квартиры через суд — дело весьма проблематичное

Не всегда администрация или ведомство дают согласие на приватизацию такого жилья.

Когда поступает отказ в проведении этой процедуре можно попробовать обратиться в судебную инстанцию.

Для этого нужно подать исковое заявление на одну из организаций:

  • Работодателю, если он отказывается передать недвижимость в собственность муниципалитета.
  • Муниципальной организации, с требованием провести процесс приватизации и заключить соответствующий договор.

Конечно, попробовать стоит решить вопрос в судебном порядке. Но шансов здесь практически нет. Так как заставить отдать свою собственность суд, вряд ли, посчитает правомерными такие действия.

Для того, чтобы это произошло должны быть достаточно веские основания.

Полезные рекомендации военнослужащему

Из статьи следует, что рассматриваемые в ней вопросы довольно непростые, но вполне реализуемые, при соблюдении требований закона.

Прежде чем начать процедуру, советуем придерживаться ряда правил:

  1. Пенсионеру с учетом его льгот лучше проанализировать, что будет ему выгоднее получить деньги на руки либо приватизировать квартиру, где он проживает.
  2. Проверить заранее, не входит ли жилплощадь в категорию объектов, которые невозможно переоформить.
  3. Не осуществлять перепланировку квартиры.
  4. Учесть права малолетних при реализации этой процедуры.
  5. Подготовить заранее необходимые документы, в том числе выписки о местах, где ранее служил военнослужащий, чтобы не прервать выслугу лет.

Получение жилья таким способом показывает, что нет ничего невозможного. Главное создать очередность действий и учесть все нюансы, связанные с обоснованием достижения конечной цели.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *