- Миграционное право

ЕКСД — Должности педагогических работников

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЕКСД — Должности педагогических работников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Социальная значимость педагога определят особенности его деятельности. Схему работы можно определить как «человек человеку». Объектом здесь будет являться ученик, причем поведение объекта деятельности постоянно меняется.

В чём заключается особенность педагогической деятельности

Переоценить труд педагога сложно, ведь они закладывают основы в головы молодых школьников и студентов. Поэтому отличительной особенностью педагогической деятельности является и повышенная ответственность. В этой профессии, как ни в какой другой необходима нацеленность на результат. Философ Платон описывал деятельность педагога, сравнивая ее с работой башмачника.

Если башмачник будет плохим мастером своего дела, то у людей будет лишь некачественная обувь, плохая работа педагога станет причиной нескольких поколений глупых и необразованных людей. Также можно отметить, что при всей своей направленности на предоставление компетентных знаний и умений, преподаватель — это еще и социальный работник.

Деятельность преподавателя является исключительной из всех, так как затрагивает не одну сферы человеческой деятельности: обучение, воспитание, закрепление морального облика, теории и практика самоанализа и многое другое.

Можно смело заявить, что основными особенностями работы педагога являются: усиленная социальная направленность, ответственность перед обществом, нацеленность на результат, творческий подход, высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью повышения уровня мастерства, общение с молодежью и личностный рост.

Квалификационный справочник должностей рабочих и служащих на 2022 год Законодательная база Российской Федерации регламентирует ряд основных документов, регулирующих специфику, порядок классификации трудовых специальностей и профессий служащих.

Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (с изменениями на 3 февраля 2022 года) Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (с изменениями на 3 февраля 2022 года) Любой технический специалист: строитель, проектировщик, энергетик, специалист по охране труда. Дома, в офисе, в пути: ваша надежная юридическая поддержка в любое время и в любом месте.

  1. сфера трудовых обязанностей — должностные функции, которые частично или полностью должен выполнять учитель, занимающий определенную должность (при совмещении должностей следует учитывать принципы однородности и взаимосвязанности работы);
  2. совокупность знаний (методология, право, образовательные технологии и другие), которыми должен обладать специалист для эффективного выполнения возложенных на него обязанностей;
  3. требования к квалификации, опыту и образованию.

Первый раздел — рабочие профессии — охватывает рабочие профессии в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий (ЕТКС), а также рабочие профессии, права и обязанности которых предусмотрены законами, специальными положениями и соответствующими нормативными актами, регулирующими состав профессий в отраслях экономики.

  1. Структурная информация о профессиях и специальностях, встречающихся в Российской Федерации;
  2. Контролирует условия труда, квалификацию работников, их заработную плату, расчет пенсии и другие составляющие трудового процесса;
  3. Регистрация и оценка численности работников, работников, занятых на конкретных должностях;
  4. Статистика и анализ данных, посредством структурированной информации по всей стране или региону.

Согласно статье 143 Трудового кодекса Российской Федерации, тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам осуществляется с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Читайте также:  Нотариусы Москвы, нотариус по наследственным делам. Нотариальный перевод

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 N 787 установлено, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные инструкции и требования к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

Универсальный квалификационный справочник должностей работников образования 2022.

Если должностные функции, назначенные в обобщенной должностной функции, относятся к более чем одному квалификационному уровню, то должностной функции, относящейся к самому низкому квалификационному уровню, присваивается номер 01. Пример: A/01.6 — это код первой трудовой функции, связанной с шестым квалификационным уровнем и являющейся частью обобщенной трудовой функции A.

5.

При разработке должностных инструкций допускается определять перечень работ, присущих данной должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулы, не совпадающие с отпуском работников, отмена занятий для студентов, выпускников, изменения в учебном процессе на санитарно-эпидемиологическом, климатическом и ином фоне и т.д.), а также определять требования к необходимой специализированной подготовке работников.

Заработную плату персоналу по тарифу начисляют по правилам ст. 143–145 Трудового кодекса РФ. Определяют разряд сотрудника с помощью единого тарифно-квалификационного справочника. В нем собран перечень различных профессий и их оценочные характеристики. Указаны требования к профессиональным навыкам работника и уровень его ответственности.

Законодательство не запрещает разрабатывать собственные справочники, в которых учтена специфика деятельности предприятия. Процесс аттестации работников начинается с приказа руководителя. Все нюансы обговариваются в коллективном договоре предприятия. Эти локальные акты не должны ущемлять права сотрудников, заработную плату устанавливают на уровне не ниже МРОТ.

Бюджетные организации пользуются только государственными справочниками, применять другие они не имеют права. В ЕТКС новая тарификационная сетка для педагогов не приводится. Оклады и ставки устанавливают региональные и местные власти локальными нормативными актами.

Порядок и условия применения ЕКСД был установлен 9 февраля 2004 года Постановлением № 9 Министерства труда РФ.

Профессионализм и научная обоснованность изложенных в справочнике должностных требований объясняется тем, что разработка ЕКСД велась научными сотрудниками Института Труда.

Практическая ценность справочника дала Министерству труда РФ основания рекомендовать его к использованию на предприятиях и в организациях вне зависимости от формы их собственности. Целью данной рекомендации являются:

  • унификация, оптимизация и рационализация методов и способов отбора кадров и составления должностных инструкций;
  • оптимизация разделения должностных полномочий и функций руководителей, специалистов и служащих;
  • соблюдение правовых норм при регламентации трудовой деятельности;
  • адаптация квалификационных характеристик к условиям рыночной экономики.

В отличие от действовавшего ранее перечня должностей руководителей, специалистов и служащих, действующий ЕКСД учел развитие экономических и трудовых отношений, в силу чего в ЕКСД вошел ряд должностей и квалификационных характеристик к ним, ранее не учитываемых – аудиторов, аукционистов, брокеров, менеджеров, оценщиков, дилеров и т.д.

Применение тарифной сетки сегодня

Новая система позволила руководителям учреждений самостоятельно распоряжаться фондом оплаты труда. К сожалению, введение этой системы не улучшило материального положения бюджетников. Распределение денежных средств стало не всегда справедливым.

У руководителей появилась возможность увеличивать свой доход за счёт простых сотрудников. Данная система до сих пор подвергается критике среди экономических специалистов. Что очередной раз доказывает, что проверенная и отработанная годами тарифная оплата труда была справедливее и выгоднее для простых работников.

Коммерческие организации и сегодня могут устанавливать тарифную оплату труда. В этом случае, они самостоятельно разрабатывают тарифную сетку. Основываться она должна на нормах коллективного договора (статья 143 Трудового кодекса РФ).

Что необходимо запомнить

Конкретные нормативные документы или специфические знания разрабатываются для каждого работника образовательной сферы отдельно, соответственно занимаемой должности.

Читайте также:  Возможны ли удержания по исполнительному листу с больничного

Из общих необходимых знаний можно выделить следующие:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании».
  2. Конвенцию о правах ребенка.
  3. Достаточные знания в педагогике, психологии, социологии и общетеоретических дисциплинах, чтобы корректно и квалифицированно решать вопросы, связанные с педагогическими, организационными и методическими задачами.
  4. Расписание занятий по своему профилю и поставленные учебные задачи.
  5. Современные тенденции в процессе педагогики, культуре, искусству согласно профилю.
  6. Правила пожарной безопасности и охраны труда.
  7. Основные нормативные акты в рамках компетенции.

Квалификационные характеристики должностей работников образования 2021

1. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых.

1. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых.

Квалификационные характеристики призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между работниками, а также установлению единых подходов в определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.

В разделе «Требования к квалификации» определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения должностных обязанностей, требования к прохождению повышения квалификации и квалификационной аттестации, а также требования к стажу работы.

Единый квалификационный справочник должностей работников образования

На данный момент в отечественной кадровом деле издано два нормативных издания, используемых работодателями для регламентирования названия должностей и определения профессиональной деятельности:

  1. ЕТКС — Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий. Издавался в 72 выпусках, где должности интегрированы по видам деятельности или областям применения. Этот справочник достаточно архаичен, поскольку девять разделов уже утратили силу, а часть долгое время не обновлялась.
  2. ЕКС — Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он описывает требования к работнику, его трудовой деятельности с позиции рынка. Он прошел непростой путь становления, поскольку является преемником Общероссийского классификатора должностей и профессий, изданного еще в 1994 году. Четыре года спустя Минтруда был утвержден новый Единый квалификационный справочник должностей, включающий список квалификационных характеристик руководителей и работников образования (один из тридцати разделов посвящен сфере данной сфере).

Поскольку обобщающий справочник не разработан, оба являются действующими, однако отличаются спецификой. Справочники постепенно будут вытеснены профстандартами, а потому последние обновления вышли почти десятилетие назад. Согласно положениям трудового законодательства, оба справочника необходимы для:

  • тарификации разрядов, используемых для определения заработной платы;
  • аттестации работников;
  • поощрения, аттестации или оценки эффективности труда;
  • планирования самообразования и дополнительного профобразования;
  • написания должностных инструкций.

Хотя на законодательством не установлены нормы создания должностных инструкций, работодатели опираются на текст ЕКС, где уточняются трудовые права и обязанности. Более того, специалисты кадровой службы могут отказать в трудоустройстве, когда в школе к соискателям выдвигаются особые требования, не зафиксированные в справочниках.

Единый квалификационный справочник должностей педагогических работников (ЕКС) — раздел справочника, регламентирующий федеральные стандарты компетенций, знаний и опыта, которым должны соответствовать педработники. Его используют для разработки должностных инструкций и проведения кадровой политики. Структура документа строится по должностному признаку: обязанности обуславливают названия должностей и определяют квалификационные требования.

Последняя редакция раздела 2010 года была утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ № 761н. В нем уполномоченный орган регламентировал требования к учебно-воспитательному персоналу, педагогам и руководящим должностям. После этого изменения в документ не вносились.

Требования к педагогу в профстандарте

Чтобы быть педагогом, необходимо соответствовать определенному уровню требований по квалификации и иметь нужную подготовку. Ориентир указан в профессиональном стандарте. Инструкция описывает требования в виде функций, которые связаны с возрастом учеников, самим предметом и общей картиной воспитательной системы.

Читайте также:  Все, что следует знать о пенсии по инвалидности в 2023 году

Педагогический работник обязан обладать компетенциями в разных сферах: обучения, воспитания, саморазвития. В обязанности педагогического работника входит:

  • безупречное владение своим предметом;
  • применение в преподавании самых передовых методик;
  • показывать достойный пример подрастающему поколению;
  • умение рассказывать о пользе самообразования;
  • объяснять о необходимости саморазвития как неотъемлемой части образовательного процесса.

Как пример можно привести специальность педагога-психолога. Он должен обладать знаниями в области базовых приемов психодиагностики, обязан понимать, как с возрастом меняется мировоззрение и жизненные принципы. Помощь педагога-психолога заключается в поддержке при «вливании» в сложившийся коллектив.

Учитель начальных классов помогает детям дошкольного возраста плавно перейти к «взрослой жизни». На него возлагается ответственность за организацию учебного процесса после игровой паузы. Также учитель должен уметь наладить контакт с родителями, создать доверительный образ педагога, иметь компетенцию внятно объяснять учебный материал.

Что входит в систему оплаты труда бюджетников

Для государственных и муниципальных учреждений система оплаты труда определяется межотраслевым положением. Простыми словами, представители вышестоящих министерств и ведомств спускают уже готовые нормативы и правила для подведомственных учреждений. И если раньше, до 2008 года, утверждали разрядные сетки воспитателя-бюджетника, педагога и другого работника бюджетной сферы, то сейчас сначала определяют базовый оклад. Это минимальная единица оплаты труда, к которой применяются повышающие коэффициенты, к примеру за стаж или квалификацию. Еще есть профессиональный коэффициент, который используют как надбавку за сложность работы в данной должности по справочнику (определяется отраслевыми положениями).

Вот пример системы оплаты труда по тарифной сетке для образовательного учреждения

Должность

Базовая единица, руб.

Тарифный профессиональный коэффициент

Базовый оклад, руб.

Директор

10 000

3,0

30 000

Заместитель директора

10 000

2,7

27 000

Главный бухгалтер

10 000

2,5

25 000

Учитель

10 000

2,2

22 000

Педагог-библиотекарь

10 000

1,8

18 000

Завхоз

10 000

1,5

15 000

Случай из судебной практики

Господин Н. работал по трудовому договору механиком. В фирме произошли изменения, и по решению руководства отдел Н. переименовали, договоры с сотрудниками перезаключили. Н. был ознакомлен с новой должностной инструкцией под роспись, но не был согласен с нововведениями, касающимися его должности. Не устраивало то, что работая механиком, кроме прежних обязанностей, от него требовали выполнять еще и функции уборщика, охранника. Документально требования были зафиксированы в должностной инструкции. Выражал недовольство в устной форме. Начальство не приняло его точку зрения. Н. подал иск в суд, так как считал, что требования руководства не соответствуют установленным в ОКПДТР характеристикам по должности механика.

Суд не удовлетворил иск, объяснив это тем, что ст. 8 ТК РФ позволяет организациям самостоятельно разрабатывать внутренние нормативные документы.

Должностная инструкция относится к внутренним нормативным актам. Есть правила Госстандарта, на которые стоит опираться при создании документа. Но законодательством не установлено жестких правил ее разработки. Поэтому работодатель имеет право вносить нормы на свое усмотрение, с учетом специфики деятельности фирмы и требований к должности.

Стандарты ОКПДТР в ряде случаев имеют рекомендательный характер. Если исходя из особенностей деятельности нет в них необходимости, за неиспользование наказаний не предусмотрено. Моменты, при которых положения классификатора должны быть учтены обязательно, установлены законодательно на федеральном уровне.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *