- Страхование

Весогабаритный контроль: как работает и какие существуют проблемы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Весогабаритный контроль: как работает и какие существуют проблемы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Принятый закон, кроме того, меняет ведомство, ответственное за слежение за соблюдением грузовиками допустимых весогабаритных параметров, и передает всю полноту полномочий в этой сфере от ГИБДД Ространснадзору.

Ответственность за перегруз

На практике ответственность за перегруз грузового автомобиля возникает в двух основных случаях:

1. Перегруз по осям грузового автомобиля Самый распространённый тип нарушений. Как правило перегруз автомобиля допускается по причине невнимательности водителя при загрузке груза в автомобиль – попросту водитель не проверяет товаро-транспортную накладную и не рассчитывает вес груза, либо в случаях когда перевозчик сознательно допускает перегруз автомобиля для получения большей прибыли.

2. Движение на автомобиле без перегруза, но по автодорогам с установленным ограничением по массе.

Данное нарушения носит периодический характер и в большинстве случае происходит в весенний период времени. На определенных участках дороги вводятся ограничения по движению грузового автотранспорта, и водители по привычке либо по невнимательности допускают движение автомобиля с перегрузом.

Ответственность за перегруз по осям грузового автомобиля бывает следующих типов:

  • в виде административного штрафа за перегруз по ст. 12.21.1 КоАП РФ;
  • в виде ущерба причиненного автодороге за движение по ней с перегрузом;
  • в виде административного штрафа и ущерба автодороге за перегруз автомобиля.

ГИБДД отстранят от весогабаритного контроля

Правда, это новшество заработает только с 1-го января следующего года.

То есть: с 1-го января 2023-го года сотрудники ГИБДД в принципе не смогут штрафовать перевозчиков за превышение массы, осевой нагрузки или допустимых габаритов грузовиков.

Этим будет заниматься Ространснадзор на всех без исключения видах постов (автоматических, стационарных и передвижных).

Для справки: на данный момент, до 1-го января 2023-го года, Ространснадзор не имеет доступа к автоматической базе данных, а потому может штрафовать перевозчиков за превышение весогабаритных параметров только на стационарных и передвижных постах, где взвешивание и измерение транспортных средств проводится при непосредственном участии сотрудников ведомства.

Штраф за перегруз грузового автомобиля для физических лиц в 2023 году

Для лиц, ответственных за движение по трассе перегруженного ТС, предусмотрено административное наказание в соответствии со ст. 12.21.1 КоАП РФ. Размер взыскания зависит от категории нарушителя и массы перегруза. Наиболее мягкие меры действуют в отношении физических лиц, а именно водителей авто:

Характер нарушения (в каких пределах перегруз) Какое наказание предусмотрено: размеры штрафных санкций и дополнительные меры.
Общий перевес авто или по осям на 2-10 %, если не оформлено специальное разрешение.

Перегруз от 2 до 10 % сверх допустимой массы, указанной в документе, если разрешение оформлено.

Штраф в размере от 1 000 до 1 500 руб.
От 10 до 20 % (спецразрешения от ГИБДД не имеется). От 3 000 до 4 000 руб.
От 20 до 50 % (разрешения от ГИБДД нет). От 5 000 до 10 000 руб.; в особых случаях – лишение прав управления ТС на срок до 4-х месяцев.
От 10 до 20 % сверх массы, обозначенной в разрешении. От 3 000 до 3 500 руб.
От 20 до 50 % сверх предельных значений, указанных в разрешении От 4 000 до 5 000 руб. либо лишение водительских прав на срок до 3-х месяцев
Выше 50 % при отсутствии спецразрешения.

Более 50 % сверх допустимого в документе при наличии разрешения.

От 7 000 до 10 000 руб. В отдельных случаях – лишение права управлять транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.
Проезд авто под запрещающим знаком с обозначением нагрузки по осям при наличии перевеса. 5 000 руб.

Какие правила перевозки груза необходимо соблюдать, чтобы не платить штрафы за перегруз автомобиля?

Правила нагрузки авто при перевозке закладываются при проектировании. Речь идет о допустимой осевой нагрузке. Установленные нормы для двуосных авто выглядят следующим образом:

Нормы допуска нагрузки

Расстояние между передней и задней осью, м

Нормы допуска нагрузки на каждую ось для авто группы А, эксплуатация которых разрешена на дорогах 1 — 3 категорий

Нормы допуска нагрузки на каждую ось для авто группы В, использование которых разрешено на всех дорогах

До 1 м

6,0

4,5

1,00 — 1, 35

7,0

5,0

1,35 — 1,65

8,0

5,5

1, 65 — 2,00

9,0

5,7

Свыше 2 м

10,0

6,0

Величина штрафа за перегруз автомобиля

Штраф за перегруз назначается в соответствии со ст. 12.21.1.2 и 12.21.2 КоАП РФ. Сумма взыскания составляет 1000-500000 рублей и зависит от того, на кого обращается взыскание: на физическое, юридическое или иное должностное лицо.

При остановке ТС, нагрузка по осям которого превышает установленные нормы, штраф назначается водителю, а также должностному или юридическому лицу, отвечающему за транспортировку груза.

Взыскания, накладываемые на перевозчика грузов:

Величина перегруза, %

Физическое лицо, сумма в рублях

Величина взыскания для должностного лица, рублей

Юридическое лицо, штраф в рублях

2-10

1000-1500

10000-15000

100000-150000

10-20

3000-4000

25000-30000

250000-300000

20-50

5000-10000 или лишение права управления автомобилем на 2-4 месяца

35000-40000

350000-400000

7000-10000 или лишение ВУ на срок 4-6 месяцев

45000-40000

450000-500000

Читайте также:  Налог с продажи недвижимости: когда платить и как рассчитать

В соответствии с примечанием к ст. 12.21.1 КоАП РФ, при совершении индивидуальным предпринимателем, выступающим в качестве перевозчика, правонарушения, предусмотренного ст.12.21 КоАП РФ, ему назначается наказание, идентичное юридическому, а не физическому лицу.

Можно ли избежать штрафа

Проезд грузовых авто по России разрешен без специального разрешения только, если общая масса автомобиля или нагрузка на каждую ось превышает нормативные значения максимум на 1,999%.

В остальных ситуациях при грузоперевозках дабы не нести финансовые потери на уплату внушительных штрафов за езду с перегрузом — перед выездом на трассу нужно оформить спецразрешение.

Чтобы согласовать с официальными органами вынужденное превышение собственник обязан:

  1. Оформить специальное разрешение от Росавтодора в регионе загрузки.
  2. Сообщить о маршруте следования и там же утвердить его.
  3. Уплатить государственную пошлину в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
  4. Осуществить выплату компенсации, так называемого потенциального вреда (ущерба), который будет причинён дорожному полотну.
  5. Получить уведомление (извещение) о приеме паспорта обеспечения транспортной безопасности.

Правила перевозки грузов

Каждый автомобиль рассчитан на определенную нагрузку. Как правило, чем тяжелее машина, тем больше груза она может перевозить. Если превысить нагрузку, рекомендованную производителем, пострадают не только дороги (ремонтируемые на средства из налогов), но и сам автомобиль. Перегруз может вызвать нарушение целостности оси. Чересчур высокая нагруженность также ускоряет ее износ, что в будущем обязательно выльется для владельца автомобиля в дополнительные затраты на закупку деталей и внеплановый ремонт.

Чтобы корректно перевозить груз, нужно не только ограничить загрузку автомобиля обозначенными килограммами и тоннами, но и распределить нагрузку по осям равномерно.

Как правило, допустимая нагрузка указывается на ось, а не на авто целиком. Это позволяет грузчикам и водителям эффективнее распределять товары в прицепе.

Если сведения о массе груза намеренно искажены

Мало просто не нагрузить машину слишком сильно. Важно, чтобы после взвешивания все данные сходились с накладной. Соответственно в ней должен быть указан реальный вес груза, а не тот, который удобнее вписать, чтобы оформить нужное разрешение.

Если в документах указаны неправильные данные о массе груза, сроке и действия специализированного разрешения, то можно поплатиться рублем. Также к правонарушениям относятся ситуации, когда в накладной отсутствует маршрут, составленный для конкретного груза. Все это приведет к штрафным санкциям. Легче всего отделаются физические лица. Им придется оплатить 1500-2000 рублей. Чуть большая ответственность ложится на должностное лицо. На него будет наложен штраф до 20 тыс. рублей. Разумеется, юридическое лицо пострадает больше всех. Ему нужно будет внести в государственную казну не менее 200000 рублей.

Наказание для водителей грузовых авто

Меры за превышение объема перевозимого для водителей грузовиков зависит от того, насколько оно велико:

  • 2 — 10% — штраф 100 — 1500 р. с водителя, 10000 — 15000 р. с ответственного за перевозку, 100000 — 150000 р. – с юрлица;
  • 10 — 20% — штраф 3000 — 3500 р. с водителя, 20000 — 25000 р. с должностного лица, 200000 — 250000 р. с юридического;
  • 20 — 50% – штраф 4000 — 5000 р. или лишение прав водителя на 1 — 3 месяца, выплата 30000 — 40000 р. с ответственного за перевозку, 300000 — 400000 р. с юридического лица;
  • свыше 50% – штраф 7000 — 10000 р. с водителя плюс лишение ВУ на 4 — 6 месяцев, 45000 — 50000 р. с должностного лица, 400000 — 500000 р. с юридического.

Это регламентируется статьей 12.21.1 КоАП РФ.

Общие положения, виды транспортных средств, их особенности

Фура, намеренно допустившая перегруз, несёт опасность. Прежде всего, она даёт нагрузку на дорожное покрытие, которое рассчитывается под определённую массу машин. Если вес машины больше, а проконтролировать это не всегда возможно, то дорога разрушается. И пенять на власти, которые не выделяют деньги из бюджета на ремонт дорог, не всегда оправдано.

Следующий момент – перегруженная машина ведёт себя на трассе по-иному: она тяжелее поддаётся манёврам, более уязвима при обгонах. Даже опытный водитель, двигаясь в объективно сложных условиях: ночью, в дождь, по серпантину – не всегда сможет удержать грузовик от опрокидывания. Тормозной путь перегруза длиннее, что автоматически ставит под угрозу жизнь водителя большегруза, и проходящих рядом машин.

Прежде чем выходить на трассу, необходимо понимать, что желание заработать или экономия времени не оправдывают перегруз каров, а законодательством предусмотрены для нарушителей превышения веса большие штрафы.

Разберёмся, что такое перегруз и как регулирует этот момент федеральное законодательство и Правительство, существует ли какой-то норматив допустимого перегруза грузового автомобиля. Пять лет назад в связи с появлением на дорогах страны автомобилей нового типа были пересмотрены, а затем введены категории (10 видов) и подкатегории (6 видов) транспортных средств (далее ТС).

Грузовой транспорт – это средство для перемещения грузов в кузове, на платформе. Грузовые автомобили подразделяются на категории С и С1. Основное отличие – габариты машины и грузоподъёмность.

Кроме этого все средства различаются:

  • функциональностью;
  • тоннажностью;
  • видом кузова;
  • разрешённой к перевозке массой;
  • весом;
  • нагрузкой на ось.

Грузовые машины с прицепами (при массе груза в прицепе более 750 кг) определены в свои специфические группы: ВЕ, СЕ, DE и другие. Все деление автомобилей регулируется ГОСТом 33987-2016. Однако периодически в него вносятся нововведения.

Максимальный вес груза по российским дорогам – 44 тонны, но для каждого типа машины предусмотрен свой весовой коридор.

Читайте также:  Сложности возмещения НДС при экспорте в ЕАЭС
Количество осей машины Максимальная нагрузка (тонн)
2 18
3 25
4 32
5 35

В отдельную категорию выделены автопоезда: конструкция, состоящая из транспортного средства и прицепа (одного или нескольких, или полуприцепа). Для них в ПДД предусмотрены следующие весовые ограничения.

Штрафы за перегруз и нарушения габаритов грузового автомобиля

Статья Правонарушение Штраф, руб. Срок лишения
12.21.1 ч. 1 КоАП Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину не более 10 см. без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 см, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10% без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10%. водитель – от 1000-1500;
должностное лицо от 10 тыс. – до 15 тыс.;
юрлицо – 100 тыс. до 150 тыс.;
на камеру – 150 тыс.
12.21.1 ч. 2 КоАП Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 10, но не более 20 см. либо с превышением допустимой массы или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20% без специального разрешения. водитель – от 3000-4000;
должностное лицо от 25 тыс. – до 30 тыс.;
юрлицо – 250 тыс. до 300 тыс.;
на камеру – 300 тыс.
12.21.1 ч. 3 КоАП Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 20, но не более 50 см. либо с превышением допустимой массы или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50% без специального разрешения. водитель – от 5 тыс. до 10 тыс.;
должностное лицо от 35 тыс. – до 40 тыс.;
юрлицо – 350 тыс. до 400 тыс.;
на камеру – 400 тыс.
2-4 месяцев
12.21.1 ч. 4 КоАП Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 см. либо с превышением массы или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20%. водитель – от 3 тыс. до 3.5 тыс.;
должностное лицо от 20 до 25 тыс.;
юрлицо – от 200 тыс. до 250 тыс.;
на камеру – 250 тыс.
12.21.1 ч. 5 КоАП Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 см. либо с превышением массы или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50%. водитель – от 4 тыс. до 5 тыс.;
должностное лицо от 30 до 40 тыс.;
юрлицо – от 300 тыс. до 400 тыс.;
на камеру – 400 тыс.
2-3 месяцев
12.21.1 ч. 6 КоАП Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 см. без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 см., либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50% без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50%. водитель – от 7 тыс. до 10 тыс.;
должностное лицо от 45 тыс. до 50 тыс.;
юрлицо – от 400 тыс. до 500 тыс.;
на камеру – 500 тыс.
4-6 месяцев
12.21.1 ч. 7 КоАП Нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 6 статьи 12.21.1. водитель – от 1 тыс. до 1.5 тыс.;
должностное лицо от 5 тыс. до 10 тыс.;
юрлицо – от 50 тыс. до 100 тыс.
12.21.1 ч. 8 КоАП Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза, если это повлекло нарушение, предусмотренное частью 1, 2 или 4 статьи 12.21.1. на граждан – от 1.5 тыс. до 2 тыс.;
должностное лицо от 15 тыс. до 20 тыс.;
юрлицо – от 200 тыс. до 300 тыс.
12.21.1 ч. 9 КоАП Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза, если это повлекло нарушение, предусмотренное частью 3, 5 или 6 статьи 12.21.1. на граждан – 5 тыс.;
должностное лицо от 25 тыс. до 30 тыс.;
юрлицо – от 350 тыс. до 400 тыс.
12.21.1 ч. 10 КоАП Превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство. ИП – от 80 тыс. до 100 тыс.;
юрлицо – от 250 тыс. до 400 тыс.
12.21.1 ч. 11 КоАП Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения. водитель – 5 тыс.;
12.21.2 ч. 1 КоАП Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами. водитель – от 2 тыс. до 2.5 тыс.;
должностное лицо от 15 до 20 тыс.;
юрлицо – от 400 тыс. до 500 тыс.
4-6 месяцев
12.21.2 ч. 2 КоАП Нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.21.2. водитель – от 1 тыс. до 1.5 тыс.;
должностное лицо от 5 тыс. до 10 тыс.;
юрлицо – от 150 тыс. до 250 тыс.
Читайте также:  Как работает федеральная программа расселения аварийного жилья?

Таблица штрафов за перегруз

Превышение массы Наказание
От 2% до 10% Водитель: 1 – 1,5 тыс. руб.
Должностное лицо: 10 – 15 тыс. руб.
Юр. лицо: 100 – 150 тыс. руб.
От 10% до 20% Водитель: 3 – 4 тыс. руб.
Должностное лицо: 25 – 30 тыс. руб.
Юр. лицо: 250 – 300 тыс. руб.
От 20% до 50% Водитель: 5 – 10 тыс. руб. или лишение прав на 2-4 мес.
Должностное лицо: 35 – 40 тыс. руб.
Юр. лицо: 350 – 400 тыс. руб.
50% и более Водитель: 7-10 тыс. руб. или лишение прав на 4-6 мес.
Должностное лицо: 45 – 50 тыс. руб.
Юр. лицо: 450 – 500 тыс. руб.

Как доказать невиновность и оспорить штраф за перегруз

Оспаривание административного наказания за перегруз может быть произведено, если:

  • некорректно составлен протокол о правонарушении, то есть в документе имеются существенные ошибки;
  • отсутствуют сертификаты на весы, при помощи которых производилось контрольное взвешивание и определение массы автотранспорта;
  • имеются документы, подтверждающие допустимость массы перевозимых грузов. Например, перед отправкой автомобиля было произведено взвешивание груза и полученные показатели отражены в товарной накладной;
  • на время проведения перевозки автомобиль был сдан в аренду или передан иному лицу на основании иных документов. В этой ситуации наказание за перегруз будет распространяться на фактического владельца транспорта в момент обнаружения правонарушения;
  • свидетельскими показаниями или средствами фото или видео фиксации подтверждаются нарушения при вынесении постановления работников Госавтоинспекции (например, наказание вынесено без проведения контрольного взвешивания).

Процедура весового контроля

Можно выделить три основных вида весового контроля.

1. Статистический. Этот вид предусматривает процедуру взвешивания недвижимого транспортного средства. Метод используется в случае возникновения необходимости высокоточного взвешивания. В основном, если преследуются коммерческие цели.

2. Динамический. Процедура происходит во время медленного движения ТС. Расчет ведется по каждой отдельной оси. Для определения общей массы необходимо суммировать все показатели.

3. Отдельно отметим, что есть автоматический контроль. Эти пункты могут располагаться в различных местах. У них нет территориальной привязки. Кроме этого, контрольные замеры осуществляются в автоматическом режиме, без вмешательства человека. Штрафы отправляются почтой.

В основном весовые контрольные посты располагаются на выезде из крупных населенных пунктов. В частности, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области весовой контроль производится на выезде по Московскому шоссе.

Общая масса груза не только должна быть допустимой, при этом автомобиль не должен нарушать нормы нагрузки на каждую отдельно взятую ось. Проще говоря, груз должен быть распределен равномерно.

Перегрузка оси наказывается таким же образом, как и общая перегрузка автомобиля. Выясняется факт нарушения при взвешивании: сначала передними колесами, затем задними.

Перегруз чаще приходится на переднюю ось, это связано с законами физики: при торможении (резком) тело по инерции продолжает движение вперёд. Таким образом, груз смещается, и нагрузка распределяется не верно.

Избежать наказания можно убедив сотрудника ГИБДД, что перегруз произошёл по вине резкого торможения. В этом случае, вместе с сотрудником ГАИ откройте кузов, и покажите последствия резкого торможения.

Если кузов опломбирован, вмешательство может повлечь проблемы с владельцем товара. Если штраф соизмерим с возможными проблемами, открывайте запломбированную дверцу опять же вместе с сотрудником ГИБДД. Вам могут запретить дальнейшее передвижение до устранения перегруза.

Многим не совсем понятно, что означает нагрузка на ось, и, тем более, превышение этого значения. На самом деле все просто. В этом случае речь идет о перегрузе грузового автомобиля, который оказывает на дорожное полотно повышенное давление. При этом нужно учитывать, что на задние колеса (то есть одну из осей), как правило, приходится значительно больше веса. Это во многом зависит и от типа конкретного автотранспортного средства, его прицепа и других параметров. Но, несмотря ни на что, задняя ось оказывает повышенное давление.

Чтобы уточнить допустимую массу автопоезда в России, стоит учесть несколько важных аспектов. Один из самых первых заключается в разновидности грузового автомобиля. Исходя из их грузоподъемности, несложно самостоятельно понять, какой груз в том или ином случае будет приемлемым.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *