Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чередование гласных в корне слов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье. Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное. Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова? Дело в том, что один из основных принципов русской орфографии правописания — это морфемный принцип. Промокательная бумага, непромокаемый плащ, обмакнуть перо в чернила, вымокнуть под дождем, макать хлеб в молоко, рекорды пловцов, яркий поплавок, задачи с уравнением, подравняться в строю, заровнять поверхность, проскакать на лошади, земная равнина, проскочить мимо, прикоснуться к росточку, расстилаться по долине. В корнях бер- — бир-, дер- — дир-, мер- — мир-, пер- — пир-, тер- — тир-, блест- — блист-, жег- — жиг-, стел- — стил-, чет- — чит- пишется и , если дальше следует суффикс — а- : соб и рать, зад и рать, зам и рать, зап и рать, ст и рать, бл и стать, сж и гать, выч и тать, расст и лать; в противном случае пишется е : б е ру, д е ру, ум е реть, зап е реть, ст е реть, бл е стеть, выж е гший, выч е т, расст е лить.
Примеры слов с чередующимися гласными е/и в корне
- отпереть дом — отпирать калитку,
- отпереться от обвинений — отпираться всегда,
- запереть (ся) на ночь — запираю на засов,
- запер надолго — запираем дверь,
- сидеть взаперти,
- напереть (ся) — напираю всем телом,
- сильно упереться — упираюсь ногами,
- выпереть — выпирать отовсюду,
- разжёг костёр — разжигает печь,
- пережёг провод — пережигать,
- сжег дрова — сжигаешь в печи,
- зажег свечку — зажигать топку,
- прожег рубашку — прожигать жизнь,
- обжёг палец — обжигает край ленты,
- зажигалка,
- прижёг — прижигание,
- поджег — поджигатель,
Примеры слов с чередующимися гласными е/и в корне
- отпереть дом — отпирать калитку,
- отпереться от обвинений — отпираться всегда,
- запереть (ся) на ночь — запираю на засов,
- запер надолго — запираем дверь,
- сидеть взаперти,
- напереть (ся) — напираю всем телом,
- сильно упереться — упираюсь ногами,
- выпереть — выпирать отовсюду,
- разжёг костёр — разжигает печь,
- пережёг провод — пережигать,
- сжег дрова — сжигаешь в печи,
- зажег свечку — зажигать топку,
- прожег рубашку — прожигать жизнь,
- обжёг палец — обжигает край ленты,
- зажигалка,
- прижёг — прижигание,
- поджег — поджигатель,
Обратите внимание на слова-исключения!
Написание зависит от суффикса –а- |
|||
-бер-бирА- -дер-дирА- -мер-мирА- -пер-пирА- -тер-тирА- -блест-блистА- -жег-жигА- -стел-стилА- -чет-читА- исключения: сочетать, сочетание, словосочетание, чета (пара) |
-касА- если после корня стоит суф. -а- прикасаться; -кос- если нет суф.-а- коснуться |
-лагА- если после корня стоит суф. –а- прилагательное; -лож- если нет суф. -а- предложение исключения: полог |
-а(я)-им(ин)- сочетания -им(ин)- пишутся после суффикса -а- сжимАть-сжать, снимАть-снять, понимАть-понять, запоминАть-память |
Корни дол дал правило
В корнях с чередующимися е/и (-бир- — -бер-, -блист- — -блест-, -дир- — -дер-, -жиг- — -жег-, -мир- — -мер-, -пир- — -пер-, -стил- — -стел-, -тир- — -тер-, -чит- — -чет-) пишется и, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях — е: замирать — замереть, стирать — стереть, блистать — блестеть.
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
- В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
Исключения: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. (хотя есть cm).
10. В безударном корне скак- — скоч- перед к пишется а, перед ч — о: подскака́ть — подскочи́ть.
Исключения: скачо́к, скачу́.
11. В корне твар- — твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — о: тварь, тво́рчество — твори́ть, творе́ц.
Исключение: у́тварь (семантически уже не связывается с корнем твар- — твор-). В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного о: уговори́ть — угова́ривать, затро́нуть — затра́гивать, зарабо́тать — зараба́тывать (см. § 1, примеч. 2).
12. В корнях бер- — бир-, дер- — дир-, мер- — мир-, пер- — пир-, тер- — тир-, блест- — блист-, жег- — жиг-, стел-— стил-, чет- — чит- пишется и, если дальше следует суффикс — а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.
Исключения: сочетать, сочетание.
Обратите внимание на слова-исключения!
Написание зависит от суффикса –а- |
|||
-бер-бирА- -дер-дирА- -мер-мирА- -пер-пирА- -тер-тирА- -блест-блистА- -жег-жигА- -стел-стилА- -чет-читА- исключения: сочетать, сочетание, словосочетание, чета (пара) |
-касА- если после корня стоит суф. -а- прикасаться; -кос- если нет суф.-а- коснуться |
-лагА- если после корня стоит суф. –а- прилагательное; -лож- если нет суф. -а- предложение исключения: полог |
-а(я)-им(ин)- сочетания -им(ин)- пишутся после суффикса -а- сжимАть-сжать, снимАть-снять, понимАть-понять, запоминАть-память |
И опять не забудьте об исключениях!
Написание зависит от смысла |
-мак- погружать в жидкость: обмакнуть, макать, макание -мок- пропускать жидкость: вымокнуть, промокнуть, непромокаемый плащ исключения: промокательная бумага, промокашка |
-равн- равным, одинаковым может быть вес, возраст: равномерный, равнозначный, сравнить, подравнять, поравняться, равняться, равнение, уравнение, всё равно, наравне -ровн- ровным называют всё прямое, гладкое: ровнять, сровнять, выровнять, заровнять, подровнять, выровнен исключения: равнина, равняйсь, ровесник, поровну, уровень |
Правило V. Корни с чередованием А//О
Корень ма к- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: м акать (хлеб в молоко); обм акнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги пром окают, непром окаемый плащ, пром окательная бумага.
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователем mein Морфемика от греч. Слова состоят из значимых частей, или морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний. Морфемы — это минимальные значимые части слова.
Корни с чередованием – тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов.
Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной группой корней, написание которых зависит от значения. На доске запись: – МАК – «погружать в жидкость». Пример: макать сухарь в чай. – МОК – «пропускать жидкость». Пример: непромокаемый плащ. – РАВН – «равный, одинаковый, наравне». Пример: решить уравнение. – РОВН – «прямой, гладкий, ровный». Пример: заровнять яму.
Спасибо за то что написали все правила мне это очень помогло. Раньше у меня по этой теме было 3, а теперь 5.
Например, бл..стеть на снегу, бл..снуть вдалеке, бл..стящий снег, пробл..ски огня – нет суффикса -а-, пиши букву «е» (блестеть, блеснуть, блестящий, проблески), а в этих словах «и»: бл..стать, бл..стательный, бл..стающий.
Пожимать — пожать, нажимать — нажать, разминать — размять, понимать — понять, начинать — начать, поминать — память.
Выбор гласной зависит от значения корня. Если корень имеет значение «одинаковый», то следует писать букву А (например, в слове «уравнение»), а если корень имеет значение «гладкий» – О (например, «подровнять дорогу»).
Конечно, нет. Данное правило касается только тех, корней, в которых такое чередование происходит (рис. 1).
Если он чередующийся, то к нему нельзя применить обычное правило проверки гласных через ударный звук и незачем подбирать проверочные слова.
Мы всегда и постоянно обновляем опубликованную информацию, в этом модете быть уверены, что Вы прочтете всю самую новую информацию.
Эта информация, конечно, носит справочный характер и помогает понять причины явления. Однако вас волнует, естественно, другая проблема: как правильно писать слова, в которых встречается чередование звуков. Причём основные трудности касаются безударных гласных.
Корни с чередованием – тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов.
Не секрет, что наш язык – потомок старославянского, соответственно, вариативность связана с тем, что часть лексических единиц была перенесена из него, а другая часть образовалась уже непосредственно в древнерусском языке.
Потому-то и происходит путаница.
Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву «о». Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар – загорелый; угар – подгореть; разгореться – разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится.
Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки. Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть – однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри.
А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».
Восьмое задание ЕГЭ по Русскому проверяет навыки выпускников в области правильного написания слов. За его правильное выполнение можно получить один первичный балл. В задании нужно найти слово, в котором пропущена определенная гласная – или проверяемая, или непроверяемая, или чередующаяся.
Для этого нужно хорошо разбираться в правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, а также словарных слов, верный вариант написания которых нужно запомнить. Для облегчения повторения данной темы мы приводим теорию, основанную на материалах восьмого задания ЕГЭ.
Это – самый легкий вариант; для ее определения нужно подобрать такую форму слова, в которой гласная окажется под ударением. Например, «примирять», «хвастун», «зачерствевший» проверяются словами «мир», «хвастаться», «чёрствый».
Иногда по слову без гласной сложно определить его значение, например «ув…дать» можно понять и как «увидать», и как «увядать». Это учтено при разработке заданий экзамена: подобные слова приводятся в контекстном словосочетании.
Сне ж ок, сне ж инка, сне г овик, сне ж ный Попробуйте произнести все эти слова с корнем снег Дру ж ок, подру г а, дру ж ный, дру ж ить, дру з ья Попробуйте произнести все эти слова с корнем друг Решаем проблему, открываем новые знания — Почему заменяется последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? — Какое слово было родоначальником всех остальных? Допишите его. — Какой звук был исходным, основным? Каким он заменился ? — Какой вывод можно сделать на основе наблюдений? [ г/ж/ з ] [ г/ж ]
Как-то Много лет назад Посадили странный сад . Не был он фруктовым, Был он только словом. Это слово, Слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вспоминаем то, что знаем — Прочитайте стихотворение. — О чем это стихотворение? — Почему поэт называет сад странным? — Прочитайте выделенные слова, выпишите их.
Например, -мак-/-мок-: здесь следует обратить внимание на процесс.
Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот; макать перо в чернильницу; обмакнуть хлеб в варенье.
Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш; ребенок намочил ноги; намочить волосы; промокнуть написанное.
Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова? Дело в том, что один из основных принципов русской орфографии (правописания) – это морфемный принцип. Он проявляется, например, в правиле «Безударная гласная в корне слова» или в правиле «Непроизносимая согласная в корне слова».
Чередование О/А 3.Зависит от значения слова: -ровн- Значение «РОВНЫЙ, ГЛАДКИЙ» Сровнять, выровнять -мок- Значение «МОКНУТЬ, ВПИТЫВАТЬ» промокашка Запомните: -равн- Значение «РАВНЫЙ, ОДИНАКОВЫЙ» Сравнять счет, равнялись -мак- Значение «МАКАТЬ В ЖИДКОСТЬ» Обмакнуть Равнина, ровесник, уровень, поровну
а) Учёные считают, что слово благотворительность впервые употребил Карамзин.
В состав этого слова входит весьма распространённое в словосложениях благо (хороший, приятный; польза, добро): благоговеть (благо + говеть) — выражать учтивость; поститься (Он благоговел перед ним); благоденствие (благо + денствие (от день); буквально «хорошие дни»; благополучие (благо + полука — судьба, случай; ср.: злополучный); благословить (благо + словить (от слова) — буквально «доброе слово, напутствие»; благоприятный (благо + приятный) — принимаемый, угодный.
Интересное: Запрет на рыбалку в оренбургской области 2019
Промокательная бумага, непромокаемый плащ, обмакнуть перо в чернила, вымокнуть под дождем, макать хлеб в молоко, рекорды пловцов, яркий поплавок, задачи с уравнением, подравняться в строю, заровнять поверхность, проскакать на лошади, земная равнина, проскочить мимо, прикоснуться к росточку, расстилаться по долине.
Правописание слова «долина»: грамматика, примеры употребления и значение
Оздоровительные учреждения готовы встретить посетителей круглый год. Конечно, предпочтение отдается именно летнему сезону, когда дети свободны от учебы и могут вдоволь насладиться развлечениями или оздоровительными процедурами.
Получить льготные путевки в лагерь для детей или санатории можно разными способами.
Если день передачи установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара. В нем, в частности, сказано, что не будет считаться прогулом использование работником дней отдыха после каждого дня сдачи крови и ее компонентов, если работодатель отказал в их предоставлении (подп. Первичная специализированная помощь взрослым: нефрология. Желательно, чтобы в расписке был указан четкий график, согласно которому будет погашаться долг.
Обратите внимание на написание выделенных корней слов:
Как видите, выделены корни тер – тир, бер – бир, мер – мир. В одном случае написана буква е, в другом – буква и. То, что мы сейчас наблюдаем, называется чередованием. Чередование – это взаимозамена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме.
есть суффикс а , пиши в корне и: у бир а ть , блист а ть , нет суффикса а , пиши е: бер ёт , блест еть .
- есть суффикс а , пиши в корне а: кас а ться , кас а ние ,
- нет суффикса а, пиши о: кос нуться , при кос новение
«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вы мок под дождем , «погружать в жидкость», пиши а: мак ать .
«ровный, гладкий», пиши о: вы ровн ять дорогу , за ровн ять ямки , «равенство», пиши а: у равн ять в правах , равн осторонний .
без ударения, пиши о: гор и ? т , клон и ? лся , твор и ? ть , под ударением, пиши, как слышишь: за га ? р , кла ? н яться , тво ? р чество , тва ? рь .
Исключения:росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов.
Буквы е и и в корнях с чередованием.)
– Записываем тему урока.
Какую цель мы поставим на урок?
Цель: формирование умения правильно писать корни с чередованием е-и
— Какие задачи нам надо решить, чтобы достичь цели урока?
1. Познакомиться с правилом «Буквы е-и в корнях с чередованием».
2.
Научиться находить орфограмму в словах.
3. Отработать способ проверки орфограммы.
4. Оценить свои знания.
— Как вы думаете, какая будет первая задача?
Решить первую задачу нам поможет задание, которое мы только что выполняли.
– Определите вид глаголов.
– Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)
– Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные.
– Посмотрите внимательно.
Если на корни –гАр— и – клАн— падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О.
- -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
- -клАн-//-клон- ( клАн яться – по клон иться)
ать — за бЕр ёшь)
- -пир-а // -пер- (за пИр ает — под пЕр еть)
- -дир-а //-дер- (с дИр ать — дЕр ёт)
- -тир-а // -тер- (с тИр ать — вы тЕр еть)
- -жиг-а //-жеч- (с жИг ать — с жЕч ь)
- -блист-а // -блест- ( блИст ать — блЕст еть)
- -стил-а // -стел- (пере стИл ать — за стЕл ешь)
- -чит-а //-чест- (по чИт ать — по чЕс ти)
- -мир-а //-мер- ( за мИр ал — за мЕр еть)
Чередующиеся гласные в корне слова. Таблица
Чередующиеся гласные в корне — это замена гласных «а» и «о», «и» и «е» в разных формах одного и того же слова или в родственных словах. Таблица с примерами и исключениями поможет усвоить правило написания чередующихся гласных.
Корень Правило Примеры
-ГАР- -ГОР- |
Под ударением пишется А, без ударения — О |
Уга́рный, зага́р загоре́лый, погоре́лец Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь |
-КЛАН- -КЛОН- |
Без ударения пишется буква О, под ударением то, что слышится |
кла́няться склоне́ние, укло́н, наклони́ться |
-ТВАР- -ТВОР- |
Без ударения пишется буква О, под ударением в соответствии с произношением |
тварь, сотвори́ть, затво́р, притво́р Исключение: у́тварь |
-ЗАР- -ЗОР- |
Без ударения пишется А, под ударением то, что слышится |
зарни́ца, за́рево зо́ри, зо́ренька Исключение: зорева́ть |
-ПЛАВ- -ПЛОВ- |
Всегда пишется буква А, кроме двух слов |
сплавля́ть, поплаво́к, плаву́честь плове́ц, пловчи́ха |
-КАС- -КОС- |
Буква А пишется, если за корнем следует -а-, О – в остальных случаях |
касание, касательная коснись, прикосновение |
-МАК- -МОК- |
Буква А пишется в корне со значением «погружать в жидкость», буква О — «пропускать, впитывать жидкость» |
макать вымокнуть, намокнуть |
-РАВН- -РОВН- |
А пишется в корне, имеющем значение «одинаковый, равный, сходный», О — при значении «ровный, прямой, гладкий» |
равноправие, сравнять (счет) подровнять Исключение: равнина, уровень, поравняться, поровну |
-РАСТ- -РАЩ- -РОС- |
Буква А пишется перед ст, щ, О — перед остальными буквами |
отрасти, наращенный, поросль Исключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав |
-СКАК- -СКОЧ- |
Буква А пишется перед к, О — перед ч |
скакалка, выскочка Исключение: скачок, личные формы глагола скакать – скачу и пр. |
-ЛАГ- -ЛОЖ- |
Буква А пишется перед г, О — перед ж |
полагать, облагать отложить, обложение |
-БЕР-/-БИР- -ДЕР-/-ДИР- -МЕР-/-МИР- -ПЕР-/-ПИР- -ТЕР-/-ТИР- -ЖЕГ-/-ЖИГ- -БЛЕСТ-/-БЛИСТ- -СТЕЛ-/-СТИЛ- -ЧЕТ-/-ЧИТ- |
Буква И пишется, если за корнем следует -а-, Е — в остальных случаях |
набирать — наберу отдирать — отдерешь отмирать — отмереть отпирать — отпереть стирать — стереть прижигать — прижёг блистать — блестящий застилать — застелить вычитать — вычеты |
-ИМ-/-А(Я) -ИН-/-А(Я)- |
Сочетание -ИМ- или -ИН- пишется, если за корнем следует -а- | пережимать — пережать занимать — занять начинать — начать |
Корень с чередованием дал дол
Например: подводник. Данное имя существительное состоит из 4 морфем: -вод- — корень, общая часть родственных слов, составляет основу лексического значения слова; под- — приставка, указывает на положение в пространстве — ниже чего-либо; -ник — суффикс, указывает на человека по роду деятельности.
Мы предполагаем, что вам понравилась эта презентация. Чтобы скачать ее, порекомендуйте, пожалуйста, эту презентацию своим друзьям в любой соц. Кнопочки находятся чуть ниже. Презентация была опубликована 6 лет назад пользователем mein Морфемика от греч. Слова состоят из значимых частей, или морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний. Морфемы — это минимальные значимые части слова. Они образуют морфемный состав языка. Каждая морфема имеет свое значение.
Сне ж ок, сне ж инка, сне г овик, сне ж ный Попробуйте произнести все эти слова с корнем снег Дру ж ок, подру г а, дру ж ный, дру ж ить, дру з ья Попробуйте произнести все эти слова с корнем друг Решаем проблему, открываем новые знания — Почему заменяется последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? — Какое слово было родоначальником всех остальных? Допишите его. — Какой звук был исходным, основным? Каким он заменился ? — Какой вывод можно сделать на основе наблюдений? [ г/ж/ з ] [ г/ж ]
Как-то Много лет назад Посадили странный сад . Не был он фруктовым, Был он только словом. Это слово, Слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вспоминаем то, что знаем — Прочитайте стихотворение. — О чем это стихотворение? — Почему поэт называет сад странным? — Прочитайте выделенные слова, выпишите их.
Буква Э для обозначения гласного [э] пишется:
- в начале русских местоимений и междометий: этот, этакий, эх и так далее;
- в начале или середине иноязычных слов, в том числе имён собственных: эвкалипт, энергия, экономика, экспорт, мэр, рэп, Дэвид, Тэффи и так далее;
- в названиях букв эль, эм, эн, эр, эс, эф, бэ, вэ, гэ, дэ, зэ, пэ, тэ;
- после приставок или предшествующих частей сложных слов: поэтапный, киноэкран, сэкономить и так далее;
- в звуковых аббревиатурах и образованных от них словах: ВТЭК, втэковский и так далее;
- в середине слов после букв А, О, У, Ю: дуэль, поэзия, маэстро и так далее (исключения: проект, траектория, интроекция, интервьюер).
Буква Е пишется для обозначения звуков [jэ]:
- в начале слова: ель, едкий и так далее;
- после гласных: поездка, военный и так далее;
- после разделительных Ъ и Ь: подъезд, вольер и так далее.
Буква Е пишется для обозначения звука [э] в следующих случаях:
- не в начале корня после букв Е и И: диета, реестр и так далее;
- не в начале корня после согласных (при этом в исконно русских словах предшествующие согласные произносятся мягко, а в иноязычных могут произноситься твёрдо): белый, чтение, темп, инерция и так далее.
Слово, которое подвело участников «Тотального диктанта» (их самые частые ошибки мы разобрали здесь). Можно блестеть, а можно блистать — и это совершенно разные глаголы, которые нельзя между собой путать. По правилу в словах с чередованием блес-/блищ-блист- перед «ст» пишется буква «и», если после корня следом идёт ударная «а». Например: блистательно, блистать, блистающий. В остальных случаях «и» вытесняется «е»: блестеть, блестящий, проблеск.
Минутка красоты в «Грамотности». Если вы хоть раз наращивали ногти, ресницы, волосы и называли их «нарОщенными» — присядьте, пожалуйста. Потому что это неправильно — и по правописанию, и по произношению. Слово «наращённые» образовано от глагола «наращивать». По правилам: в корне рос-/раст-/ращ- на месте безударного гласного перед «с» пишется буква «о», а перед «ст», «щ» — «а». Проверяем: ударение падает на «ё» (полезная буква всё-таки), значит, всё попадает под правило.
Гласная зависит от суффикса -а-
В корнях с чередованием букв и и е гласная в корне слова зависит от присутствия в нём суффикса -а-. Суффикс -а- также влияет и на правописание корней -кас- и -кос- .
Корни | Правило | Пример |
---|---|---|
кас – кос | Если за корнем следует суффикс -а- , то и в корне слова будет буква а. | касаться коснуться |
бир – бер | Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется буква и. | собирать соберу |
мир – мер | замирать замереть |
|
пир – пер | запирать запереть |
|
тир – тер | подтирать подтереть |
|
стил – стел | застилать застелю |
|
жиг – жег | сжигать выжег |
|
чит – чет | вычитать недочёт |
|
блист – блест | блистать блестеть |
|
дир – дер | выдирать выдеру |